меню

Поиск по этому блогу

О проекте

В 2012 году Ростовская область стала участником нового грандиозного проекта по внедрению в систему общеобразовательных учреждений всеобщего шахматного образования для младших школьников.

Летом 2012 года Правительство Ростовской области в лице губернатора В.Ю. Голубева совместно с Шахматной Федерацией Ростовской области поддержало инициативу Председателя Правительства РФ, Председателя Наблюдательного Совета Российской шахматной Федерации А.В. Дворковича о внедрении всеобуча по шахматам в общеобразовательных учреждениях региона.

В 2012-2013 учебном году Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области во всех общеобразовательных учреждениях региона в рамках внеурочной деятельности был введен обязательный шахматный всеобуч для обучающихся 1-2 классов.

Чтобы помочь коллегам и самой себе в проведении занятий по обучению детей игре в шахматы, а обучающимся и их родителям в освоении премудростей шахматной игры, мною создан интернет-проект "Шахматная школа". Надеюсь, что материалы блога будут востребованы.

(О.В.Плотникова)


Родителям

Как шахматы влияют на интеллект…
В научном мире достаточно много исследований проводилось на тему влияния шахмат на интеллектуальное развитие человека.
В ходе эксперимента, члены комиссии состоящей из педагогов и ученных, вели наблюдения за двумя группами учащихся, причём все ребята проходили обычный курс школьного обучения, однако в одной из групп дети дополнительно совмещали учёбу с усиленными занятиями шахматами.
Через полгода после начала исследования было проведёно тестирование обеих групп. Внимательно изучив его результаты, специалисты пришли к выводу, что скорость интеллектуальной реакции у ребят, активно игравших в период наблюдения в шахматы, повысилась почти на 40%.
Шахматы тренажер для мозга?
Уже давно было замечено, что развивающее влияние шахмат особенно проявляется у детей в возрасте примерно 7-12 лет. Почему именно в этом возрасте? За ответом на этот вопрос обратимся к психологическим исследованиям мышления. Вслед за овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся у ребенка примерно в 5 лет, начинает развиваться следующий чрезвычайно важный процесс, процесс переведения действий с практического уровня на формальный, осуществляемый с помощью оперирования его знаками.
Экскурс в теоретическую психологию определяет возможность не только ответа на ранее поставленный частный вопрос, почему занятия шахматами особенно полезны в возрасте 7–12,но и построить разумные, качественно определенные цели их введения в обычную школу.
Действительно, шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.
Как улучшить память ребенку?
Ребёнку с плохой памятью трудно соображать и мыслить. Как укрепить и развить память детей, обогатить её понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления…
В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, можно увидеть, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет.
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы.
(Подробнее –см. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”,Кишинёв:Лумина,1978,с.131-132).
“Таблетка под названием “шахматы”
Эта древняя игра способствует развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно.
Древняя игра, оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире.
Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
 Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”.
Словом, польза от шахмат — огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка.

В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра — своего рода уникальная, волшебная “таблетка”,которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим…

Комментариев нет:

Отправить комментарий