Как шахматы влияют на интеллект…
В научном мире
достаточно много исследований проводилось на тему влияния шахмат на
интеллектуальное развитие человека.
В ходе эксперимента, члены
комиссии состоящей из педагогов и ученных, вели наблюдения за двумя группами
учащихся, причём все ребята проходили обычный курс школьного обучения, однако в
одной из групп дети дополнительно совмещали учёбу с усиленными занятиями шахматами.
Через полгода после
начала исследования было проведёно тестирование обеих групп. Внимательно изучив
его результаты, специалисты пришли к выводу, что скорость интеллектуальной
реакции у ребят, активно игравших в период наблюдения в шахматы, повысилась почти
на 40%.
Шахматы тренажер для мозга?
Уже давно было замечено,
что развивающее влияние шахмат особенно проявляется у детей в возрасте примерно
7-12 лет. Почему именно в этом возрасте? За ответом на этот вопрос обратимся к
психологическим исследованиям мышления. Вслед за овладением громадной знаковой
системой родного языка, завершающимся у ребенка примерно в 5 лет, начинает
развиваться следующий чрезвычайно важный процесс, процесс переведения действий
с практического уровня на формальный, осуществляемый с помощью оперирования его
знаками.
Экскурс в теоретическую
психологию определяет возможность не только ответа на ранее поставленный
частный вопрос, почему занятия шахматами особенно полезны в возрасте 7–12,но и
построить разумные, качественно определенные цели их введения в обычную школу.
Действительно, шахматы –
это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности
действовать в уме.
Как улучшить память ребенку?
Ребёнку с плохой памятью
трудно соображать и мыслить. Как укрепить и развить память детей, обогатить её
понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в
качестве орудия мышления…
В воспитании культуры
мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы дисциплинирует
мышление, воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие
памяти. Наблюдая за юными шахматистами, можно увидеть, как дети мысленно
воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет.
Без шахмат нельзя
представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Игра в шахматы должна
войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь
идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое
место, требует специальных форм и методов работы.
(Подробнее –см. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю
детям”,Кишинёв:Лумина,1978,с.131-132).
“Таблетка под названием “шахматы”
Эта древняя игра
способствует развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние
годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно.
Древняя игра, оказывает
колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые
крайне необходимы в современном мире.
Например, вырабатывает
умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы
также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть
микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не
впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат
логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем
поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
Более того, шахматы полезны и с медицинской
точки зрения. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после
занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой
связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: “С помощью шахмат я
воспитал свой характер”.
Словом, польза от шахмат
— огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в
развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот
интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом
ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие
ребенка.
В исследовании принимали
участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической
академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так
что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место.
Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра —
своего рода уникальная, волшебная “таблетка”,которая показана всем без
исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим
зрением и с хорошим…
Комментариев нет:
Отправить комментарий